«БАЛ-КАН-КАН»
реж. Дарко Митревски (Великобритания, Италия, Македония, 2006)
«Знаете, что такое Македония? Это марка сигарет, которые Моника Белуччи курила в фильме «Малена». Посмотрите внимательно фильм — вы поймете, что эта фраза ключевая. Разговор при этом происходит в морге.
Жанр фильма прост: драма, черная комедия, политико-мафиозный детектив, мистика, боевик ну и так далее. Только комедийность фильма чернющая, а не просто черная.
Война разрушает все, включая психику человека. Так и здесь. Бегущий от повестки, наш герой Трендофил вместе с женой и ненавистной тещей пересекают границу и попадают в Болгарию. Теща внезапно умирает, но похоронить невозможно по-человечески: «А вдруг она не умерла, а в коме?»- заявляет полицейский и спокойно удаляется. На кладбище нужны деньги. Купили ковер и завернули покойницу в него. Но не это главное. Главное, чтобы «ковер сочетался со шторами» (ведь никто не собирается его выбрасывать — вещь в хозяйстве нужная).
В общем, чернее не бывает. И это на фоне практически фирменной лирической югославской музыки, от которой мороз по коже.
Это фильм, где к войне привыкли, как к чему-то обыденному. Из телевизора доносится известие о войне Словении с Хорватией, НАТО вовсю бомбит Сербию, а люди продолжают воевать ни из-за чего, здесь разные нации и народности, мафиозные группировки, люди, случайно ввязавшиеся в войну и те, которые извлекают выгоду, пока идет война, Дарко Митревски — не Кустурица, и пока говорит на языке кино с нами предельно честно, без лишней аккуратности, которая уже присуща последним фильмам Кустурицы (тот же «Завет», любимый, но прилизанный). Все зрители, смотрящие этот фильм, тоже убийцы — это нам говорится без стеснения, вот такая злющая ирония, даже сарказм.
«Вы что, опять грибов в гашиш добавили?!»- это к зрителям вопрос, если кто не понял. И совершенно незнакомые (по крайней мере, мне) актеры заставляют плакать и смеяться вместе с ними. Полное отсутствие спецэффектов, сразу кажется, что фильм — чья-то вклочь разорванная фотография. И даже если склеить — шрамы на фото останутся. Но Дарко Митревски склеивает эти малюсенькие клочки из бандитских разборок, войн, мелочного дележа, жуткой, как в боевиках перестрелки — склеивает в прекрасный фильм, попутно говоря, что мы столько бессмысленного наделали и пора одуматься, при этом не забывает мокнуть наши головы в чернющий юмор еще разок.
Вот только безумно жаль, что Югославия — не открытка, и ее уже не склеишь. И здесь уже не до смеха. Это шедевр мирового кинематографа, только современный политкорректный мир никогда не примет такие фильмы во внимание, они не будут обласканы пальмовыми ветками, львами и дядюшкой Оскаром.