ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ
год: 1929
страна: СССР
режиссёр: Дзига Вертов
жанр: документальный
хронометраж: 68 мин.
Человек с киноаппаратом снимает людей, места, объекты. Кинокамера является действующим лицом самого процесса съемки: в воздухе, под землей, в самой гуще событий. Киноглаз, который наблюдает, фиксирует малейшие нюансы, не давая оценки, не следуя сценарию.
Брат Вертова — Михаил Кауфман — придумал сюжет про оператора, который преображает мир с помощью объектива кинокамеры. Эта идея воплощена в фильме, собранном из множества кадров, которые, сочетаясь друг с другом, словно слова в поэзии, создают новый смысл.
Одним из главных персонажей фильма стал киносъёмочный аппарат, роль которого выполнила самая популярная в те годы французская камера Debrie Parvo.
Фильм составлен из коротких документальных фрагментов, изображающих хаотичную жизнь современного города.
«Человек с киноаппаратом» продолжает экспериментирование Вертова, его брата и жены с техникой «кино-глаза», призванной продемонстрировать широкие возможности киноязыка, принципиально отличные от возможностей литературы и театра.
Вертов был убеждён, что те процессы, которые остаются вне поля человеческого зрения, способна запечатлеть современная кинотехника. Инструментом глубинного анализа повседневной реальности виделась монтажная обработка и ритмическая «перетасовка» отснятых изображений.