В России Новый год уже много десятилетий подряд является самым главным и самым любимым праздником, о чем свидетельствуют и результаты социологических опросов, и субъективные личные ощущения. Хотя традиции, связанные с празднованием Нового года, начали активно формироваться только в конце 1930-х годов, лишь частично впитав атрибуты и практики дореволюционного празднования Рождества, сейчас они воспринимаются нами как устоявшиеся, повсеместные, незыблемые. Дед Мороз, украшенная гирляндами елка, подарки под ней, салат оливье и бокалы шампанского под бой курантов по телевидению — все это с советских времен кажется обязательными элементами праздника в масштабах всей страны.
Однако эта незыблемость ложная. На самом деле новогодние традиции незаметно, но существенно меняются прямо на наших глазах. Красный длинный колпак Санта-Клауса начинает медленно вытеснять шапку Деда Мороза. Вместо праздничных концертов в духе фильма «Карнавальная ночь» проходят новогодние корпоративы. Несмотря на протесты МЧС и врачей скорой помощи, обязательным атрибутом новогодней ночи становится запуск фейерверков во дворе дома. Важными элементами семейного праздника становятся созвоны и поздравления в Zoom, а также анимированные открытки в WhatsApp.
Как и почему меняются новогодние традиции в постсоветское время? Какие элементы праздника, наоборот, оказываются неизменными? Как Новый год трансформирует улицы российских городов, а новые технологии влияют на праздничные практики и ритуалы? Городской антрополог Михаил Алексеевский в специальной новогодней лекции предлагает разобрать на составные части этот праздник и поговорить о том, что современные праздничные традиции могут рассказать о трансформациях, происходящих в российском обществе.
Михаил Алексеевский — городской исследователь и фольклорист, руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка», автор телеграм-канала «Антрополог на районе» (@anthropologhetto).
Встреча пройдет в рамках новогоднего лектория «Все бегут, летят и скачут».