Лекция историка Павла Иванова (Тверь)
Мы поговорим о том, как в русском церковном искусстве XVII-XVIII вв. преломлялись барочные европейские веяния.
Хорошо известен факт влияния европейских гравюр XVI-XVII веков на русское церковное искусство того времени. Но как именно происходило это влияние? В каких жанрах иконописец позволял себе отойти от византийского иконописного подлинника, а в каких оставался верным ему, несмотря на очевидное всем следование архаичным образцам?
Мир русского иконописца XVII-XVIII вв. оставил о себе мало личных документов. Но сами сохранившиеся произведения, особенно созданные в провинции, расскажут об их создателях, их внутреннем мире, надеждах, стремлениях, вере и убеждениях достаточно красноречиво. Постараемся научиться их слышать.
И, конечно, накануне начала летнего периода, когда будут доступны фрески и иконы русских храмов, будет полезно еще раз напомнить, как можно увлекательно и интересно посещать русские церкви с росписями и иконостасами XVII-XVIII вв., понимая их сюжеты и находя маленькие "секреты", оставленные их создателями.