XXI Московский международный фестиваль камерной музыки "Весна в России".
Концерт "И. С. Бах и европейская романтическая традиция"
Солисты: лауреаты всероссийских и международных конкурсов Святослав Липс (фортепиано) и Мария Власова (аккордеон).
Влияние Баха на дальнейший ход музыкальной истории сложно переоценить. И если на своих современников и непосредственных преемников (сыновей) это влияние распространялось лишь опосредованно, то на поколение композиторов, с которым Баха разделяло столетие – это воздействие было очевидным. Именно романтики (прежде всего Ф.Мендельсон, Ф. Лист, Р. Шуман) извлекли имя Баха из небытия, подарив новую жизнь его крупным оркестровым и хоровым сочинениям, а также выполнив множество транскрипций его клавирных и органных опусов. Полифоническое мышление Баха было переплавлено в новые инструментальные формы, и получило обрамление в свежих гармонических красках и образном строе.
Помимо романтиков возвращение к искусству полифонии на новом витке истории было свойственно также отдельным представителям позднего романтизма на стыке с модерном – С.Франку, М.Регеру и П.Хиндемиту. Они подобно великому мастеру поставили искусство полифонии во главу своего авторского стиля, влив в старинные жанры и формы новые музыкальные силы и мировоззрение.
Баховское влияние на последующие поколения композиторов не ограничивается лишь полифонией.Так жанр концерта – как противостояния тутти и солиста также вошёл в обиход сначала классиков, а потом и романтиков, благодаря богатой концертной практике, зародившейся как раз в эпоху барокко.
Нынешняя программа построена вокруг имени И. С. Баха, в ней присутствуют как собственно Баховские опусы – прелюдии, фуги, концерт, так и опусы композиторов, заимствовавших его темы, исполнивших транскрипции баховских сочинений. Венчает программу знаменитая Кампанелла Н.Паганини–Ф.Листа–Ф.Бузони. Это одна из вершин концертного жанра романтической транскрипции, но её тематизм несомненно барочного свойства. Таким образом преемственность и неразрывность музыкального влияния Баха, протянутая через столетия, связывает воедино ход европейской музыкальной истории с XVII века до наших дней.
Программа концерта:
- И.С.Бах. Концерт для двух клавиров до мажор. BWV 1061.
- И.С.Бах. Прелюдия и фуга до мажор, I том ХТК, BWV 846.
- И.С.Бах. Прелюдия и фуга до минор, I том ХТК BWV 847.
- П.Хиндемит. Хорошо темперированный Регтайм.
- И.С.Бах–С.Рахманинов. Прелюдия, Гавот и Жига из Партиты для скрипки соло ми мажор BWV 1006.
- Ф.Мендельсон–С.Рахманинов. Скерцо из музыки к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь».
- Н.Паганини–Ф.Лист–Ф.Бузони–Ф.Липс. Кампанелла.