Иммануил Кант явился родоначальником немецкого классического идеализма эпохи Просвещения. Он оказал значительное влияние на таких мыслителей, как Фихте, Гегель, Шопенгауэр и на всю последующую философскую мысль. В философских работах «докритического» периода Кант наметил под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма различие между основанием реальным и основанием логическим, ввёл в философию понятие об отрицательных величинах. Во всех этих работах роль дедуктивно-формальных методов мышления ограничивалась в пользу опыта. В 1770 году произошёл переход к воззрениям «критического «периода». В 1791 г. вышла «Критика чистого разума», за ней были опубликованы «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790).
«Коперниканский переворот» Канта твёрдо ставит онто-гносеологическое столкновение не почву необходимости законодательствовать средствами только разума. Вместе с тем, наиболее глубоким последствием вписывания моделей знания внутрь трансцендентальной оптики является непрерывное прорастание сомнений буржуазного субъекта просвещения сквозь философскую рефлексию современности. Сегодня сказано достаточно о неизгладимом следе на познавательных мощностях науки, в оставлении которого виновна кантианская зачистка путей к спекулятивному абсолюту.
Нам же предстоит показать насколько достоверно Кант предрёк положение в социально-политической множественности, вменяемое субъекту структурами сознания, а также возможности мобилизовать их противоречия и парадоксы на безусловное этическое понимание свободы.
Лектор: Семён Орлин, аспирант философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.