Режиссер Йоргос Лантимос – фигура примечательная. Благородный сын Эллады, он не только дал начало целому направлению греческого кино, так называемой «странной волне» (weird wave), но и расширил границы доселе маргинальной греческой кинематографии до мировых масштабов.
Как в свое время Триер заставил всех вспомнить о маленькой Дании, Лантимос показал, что в маленькой Греции, несмотря на кризис, есть большое кино и большие режиссеры, которым не чужда эстетика гротеска.
Абсурдистская антиутопия «Лобстер» (2015) и суровая притча о возмездии «Убийство священного оленя» (2017), прогремев в Каннах, стяжали овации и похвалу именитых кинокритиков. А с выходом историко-костюмированной драмы «Фаворитка» (2018), отмеченной рядом фестивальных призов и десятью номинациями на «Оскар», талантливый грек доказал, что умеет снимать «по-всякому» (гротеск и абсурд не обязательно выдумывать, ими и без того переполнена жизнь).
Однако Лантимос сделал себе имя задолго до этих международных хитов. В субботу мы посмотрим, с чего же все начиналось. Картина «Клык» (2009), получившая в Каннах премию «Особый взгляд» и аттестованная критиками как сатира на сам институт семьи, выросла из допущения: что, если дети не будут покидать уютное родное гнездо и останутся с родителями навечно? Здесь Лантимос впервые применил свой излюбленный прием абсурдной ситуации, которая ничем не мотивирована и воспринимается героями как данность.
Ведущий: Иван Лобанов — филолог, киновед.