КРАСИВЫЕ ДЕРЕВНИ КРАСИВО ГОРЯТ
Режиссер Срджан ДРАГОЕВИЧ (Сербия, 1996 г.)
...Два русоволосых стриженых мальчугана, Милан и Халил, серб и хорват, два лучших друга, стоят перед входом в заброшенный туннель, не решаясь войти в него, потому что люди говорят, что спит в туннеле страшный огр. Может, даже сам дьявол. Много лет спустя Милан, собранный по кусочкам в военном госпитале, вспоминает свое детство, свою дружбу с Халалом, и день, когда он, Милан, вошел, прячась от обстрела, в тот самый туннель, чтобы встретиться там со страшным огром - самим собой...
Медленный, но верный процесс превращения обыкновенного сербского парня в ослепленную ненавистью сволочь - так вкратце можно описать сюжет фильма. Очень сильного фильма. Не обвиняющего никого, и в то же время обвиняющего всех сразу. Людей, забывших то, что они прежде всего люди, а потом уже все то, чем они хотят себя называть. Фильм отталкивается в своей основе на реальной истории о группе сербских солдат, осажденных в туннеле. Но это не один из "основанных на реальных событиях" фильмов. Туннель здесь - удачно подошедшая к замыслу автора аллегория, как нельзя лучше иллюстрирующая состояние изолированности человека, маринующегося в постоянной атмосфере ненависти, где некогда несуществовавшее разграничение на "своих" и "врагов" сначала становится чем-то естественным, а потом уже необратимым.
Один из зрителей писал об этом фильме: "Хочется сжать что-нибудь в руках и рыдать на полу в одиночестве. Звать маму и спрашивать, зачем она меня произвела на свет... такой злой, несправедливый и беспощадный. Почему вот такие фильмы не показывают на кинофестивалях, почему оскары вручают грязным и порочным картинишкам с актрисульками, не способными произнести ни слова вразумительно в микрофон. Видимо, вот это и есть отличитьельная черта Мирового кино... Что касается самой ленты... просто история двух балканских друзей, волею судеб оказавшихся сербом и хорватом, христианином и мусульманином..."