На лекции от проекта "Интеллектуальные среды" мы поговорим о призрачном медиа кинематографа и рассмотрим историю призраков в кино
Максим Горький после первого столкновения с кинематографом в 1896 году писал в газете "Нижегородский листок": "Вчера я был в царстве теней. Как страшно там быть, если бы вы знали!".
В отличие от многих комментаторов раннего кино, подчёркивавших футурошок и модернистский посыл кинематографа, пролетарский писатель ощутил призрачность и зыбкость мира по ту сторону экрана. Новые медиа нередко вызывают болезненные ощущения тревоги и потустороннего присутствия, которые бесследно проходят с формированием привычки.
Наука идёт рука об руку с досужими суевериями. С появлением фотографии получают широкое распространение "психические фотографии" спиритов, с появлением кинематографа рождается идея запечатления на плёнку того, что не способен увидеть человеческий глаз, например, момент отлёта человеческой души. Вне всякого сомнения, кинематограф и фотография способны запечатлеть мёртвых людей, но во вполне светском смысле. Чтобы это понять, достаточно взять в руки фильм полувековой давности и убедиться, что большинства запечатлённых на целлулоиде людей давно нет в живых. Это делает кинематограф ещё более призрачным.
На лекции мы поговорим о призрачном медиа кинематографа и рассмотрим историю призраков в кино от фильма 1898 года "Фотография призрака" до таких современных призрачных франшиз как "Звонок", "Дзю-он" и "Сайлент Хилл".
Лектор: Евгений Цуркан, к.ф.н., преподаватель МГУ, приглашенный лектор общества "Интеллектуальные среды".