Лекция "Шеллинг: от «трансцендентальной философии» — к «философии откровения»" курса «История философии Нового Времени (XVII — первая треть XIX века): от Фрэнсиса Бэкона до Георга Гегеля
В своём долгом и причудливом идейном развитии один из гениев немецкого классического философского идеализма Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг прошёл несколько достаточно автономных этапов, что заслуженно принесло ему славу «философского Протея» — многоликого, загадочного и изменчивого. От громадных систем юности он пришёл к мистической философии поздних лет. Что связывало эти этапы между собой и в чём их различие? Какое развитие в его мысли получили идеи Джордано Бруно и Бенедикта Спинозы?
Как менялось понимание мыслителем Абсолюта? Почему Шеллинг — в юности продолжатель Фихте и близкий друг и учитель Гегеля — затем резко разошёлся с ними? Как связана философия Шеллинга с культурой романтизма?
Почему его философия нашла в русской культуре намного более благоприятную почву, чем философия Канта, Фихте или Гегеля? Что общего и в чём главные отличия его лейтмотивов и интуиций от идей Фихте и Гегеля?
Можно ли его считать предшественником экзистенциальной философии (как полагали Пауль Тиллих или Ханна Арендт)? И как так случилось, что на лекциях позднего Шеллинга в одной аудитории в качестве слушателей сошлись почти все гении Европы середины XIX века: от Кьеркегора, Энгельса и Бакунина до Ранке и Киреевского? Как Шеллинг понимал реальность, природу, философию искусства и сущность мифа как основы культуры и языка?
Обо всём этом мы немного поговорим на этой лекции.
Рябов Петр Владимирович — кандидат философских наук, доцент кафедры философии МПГУ, историк, философ, публицист, исследователь истории и философии анархизма и экзистенциализма.