В марийской традиции существуют различные категории персонажей, фигурирующие в нарративах о встрече с нечистой силой. В локальном фольклоре широко распространены образы демонических существ, которым приписывают вредоносные функции: ияˊ, та́ргылтыш. Согласно марийским поверьям, «духи-хозяева» определённых пространств: чодыра́ кугыза́, вӱд оза́, пӧрт оза́, обитающие в домах, лесах, воде, оврагах и других пространствах, могут фигурировать в фольклоре и как покровители локусов, и как герои «страшилок». Особо следует рассмотреть многоаспектный образ феминного демонического персонажа овда́, который имеет множество трактовок и соотносим со славянским лешим, Бабой Ягой.
В отдельную категорию логично выделить персонажей, связанных со смертью и представлениями о «том свете»: божество смерти Кияма́т, ангела смерти Азыре́н, духов умерших людей (то́што мари́й-влак). Сложным по происхождению и функционалу является Кереме́т, образ которого варьируется в зависимости от локальной традиции. Керемет часто воспринимается как объект культа в качестве божества или родового покровителя или же как воплощение зла, демон. С каждой из категорий нежити связаны определённые фольклорные сюжеты, традиции визуального описания и апотропеические обряды.
Лектор — Герман Устьянцев, кандидат исторических наук, ассистент кафедры этнологии исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Встреча пройдёт в рамках лектория «Чёрт знает что: демоны в мировой культуре».