Первыми советскими танками стали полтора десятка «Русских Рено», изготовленные в 1920–1921 гг. на Сормовском заводе (Нижний Новгород) на основе французского танка Renault FT. Это было штучное производство, и назвать его серийным выпуском очень сложно. Первые серийные танки появились только в конце 1920-х гг. на заводе «Большевик» — Т-18 (МС-1). Однако, и эта модель выпускалась относительно недолго (менее 3 лет) и в ограниченном количестве. По-настоящему серийное производство стартовало в начале 1930-х гг., когда были приняты на вооружение несколько моделей бронетехники. Новые танки, как «Русский Рено», частично или полностью копировали зарубежные образцы. В то же время шел процесс развития производственных возможностей танкопрома. К началу второй пятилетки танки выпускали уже 4 завода. В дальнейшем шло стремительное наращивание выпуска машин, и уже с 1932 г. ежегодно выпускалось по 2–3 тысячи танков. Даже перевооружение 1940 г., когда была заменена на новейшие образцы вся линейка моделей бронетехники, не привело к радикальному снижению общего выпуска танков (3105 шт. в 1939 г. против 2794 шт. в 1940 г.). При этом нужно учитывать тот факт, что новые танки (Т-40, Т-34, КВ, а несколько позже и Т-50) были гораздо тяжелее и сложнее в производстве, чем машины предыдущего поколения.
В чем секрет успеха советской промышленности? Как удалось в рамках всего лишь одного десятилетия не только создать серийное танкостроение и нарастить общий выпуск бронетехники, но и полностью перестроить промышленность на производство новых танков накануне Великой Отечественной войны? Или все было не так гладко, как нам кажется?
Лектор — Никита Мельников, старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, кандидат исторических наук.
Встреча пройдет в рамках Дискуссионного клуба «Лед и пламя истории».