Один из основоположников кинотеории Бела Балаж считал, что анимация – самая свободная, самая «чистая» область кинематографа, потому что в ней не действуют законы реальности. Фильмы, которые предлагаются вашему вниманию, – лучшее подтверждение этого тезиса. После войны именно анимация стала в Польше пространством авангардных поисков, которые впоследствии оказывали влияние на кинопроцесс в целом. Эта подборка демонстрирует поразительную панораму стилей и методов: здесь и философская притча, выполненная в технике перекладки («Лабиринт»), и психоделическая геометрическая загадка («III»), и пример бескамерной анимации, от начала до конца создающейся непосредственно на пленке («Что мы видим, закрыв глаза и заткнув уши»), и новаторская «Новая книга», где будущий оскароносец Збигнев Рыбчиньский испытывал возможности полиэкрана, и даже первые пробы видеоарта...
В программе:
«Жил-был...» («Był sobie raz…»), Валериан Боровчик и Ян Леница, 1957
«Лабиринт» («Labirynt»), Ян Леница, 1961
«Сомнамбулы» («Somnambulicy»), Мечислав Васьковский, 1958
«Muka», Наталия Вилькошевская, 2003
«III», Якуб Лех, 2003
«Реплика» («Replika»), Казимеж Бендковский, 1975
«Новая книга» («Nowa książka»), Збигнев Рыбчиньский, 1975
«Copyright Film Polski MCMLXXVI», Петр Шулькин, 1976
«Что мы видим, закрыв глаза и заткнув уши» («Co widzimy po zamknięciu oczu i zatkaniu sobie uszu»), Юлиан Юзеф Антониш, 1978
«Cinema Verite», Анджей Вархал, 1979
«Осколки» («Odpryski»), Ежи Куча, 1984
«Video-disc», Мачей Чвек, 1986
«Незабываемая ночь» («Niezapomniana noc»), Ян Коза, 1996
«Смерть на 5» («Śmierć na 5»), Мариуш Вильчиньский, 2002