В 1926 году Владимир Маяковский напишет поэтический некролог герою революции Т. Нетте. Стихотворение это примечательно, среди прочего, провозглашаемой в нём верой в воскрешение мёртвых. Идея, унаследованная Маяковским от представлений о патрификации в русском космизме, то есть убеждённости в возможности фактического воскрешения ушедших, находит своё выражение в упомянутом тексте. Само его название, «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», невольно подводит к мысли о том, что смерть в этом конкретном случае была преодолена посредством материального воплощения человека в техническом предмете, в пароходе. Пароход напоминает собой поэту, что Нетте не умер, а «живой».
Смерть здесь становится странным и неуместным пережитком прошлого, стыдливо скрывающимся за стремительно возводимыми зданиями производств. Она вытеснена.
А. Платонов в записных книжках справедливо отмечает, что питательной почвой советского проекта стала идея «сознательного неумирания». Он же в «Пролетарской поэзии» называл людей «литературными машинами», создающими поэтические произведения, а первым пролетарским романом — электрификацию. Об этом же в конечном счете говорят и категории раннего советского искусства, например «производственничество» Н. Чужака, «искусство и производство» Б. Арватова и, наконец, «художник-пролетарий» О. Брика, каждая из которых по-своему демонстрирует близость человека и машины, их взаимную соотнесённость и обусловленность. При этом в рамках промышленного производства происходит сначала неявное, но тем не менее радикальное переосмысление темы смерти.
Субъект и его труд оказывались настолько тесно связанными, что, возможно, частично трансформировались друг в друга. Это позволяет сделать возможным утверждение, что труд человека соответствует тому, что в традиционном религиозном понимании называлось «душой». Реализующий свои идеи и устремления в материи, человек приближался, вероятно, к идее воскрешения, пролонгации собственной жизни с помощью труда. В этих обстоятельствах именно техника становится смыслообразующим элементом, позволяющим человеку обрести пускай своеобразное, но бессмертие.
В рамках лекции мы попытаемся продемонстрировать генеральную линию проекта промышленного реализма в СССР — пролонгацию человеческой жизни в машине, то есть фактическое упразднение смерти и обретение бессмертия посредством воплощения в техническом средстве.
Лектор — Екатерина Григорьева, философ, магистрант философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, младший научный сотрудник ИНИОН РАН.
Лекция подготовлена совместно с Фондом поддержки научных, образовательных и культурных инициатив «Траектория».