В истории ХХ века города сыграли особую роль, фактически это был век городов. Но в послевоенный период отношение к городам значительно поменялось, они перестали быть новшеством, а стали частью повседневной, обыденной жизни, привычной декорацией, на фоне которой разыгрывается драма.
Но до сих пор города воспринимаются как цельный объект, который либо имеет какую-то пусть условную, как МКАД в Москве или Boulevard périphérique в Париже, границу, либо имеет не менее условный центр, либо объединен какой-то иной структурой.
Но один из классиков городской теории Вальтер Беньямин в начале ХХ века наметил и другую логику восприятия городов. Он противопоставил цельному восприятию объектов-символов динамичную сборку, которая может множество раз пересобираться и перепридумываться. Именно так фланер Беньямина воспринимает город, как сборку образов, которые возникают в результате его передвижения по городу. Так же будет построена логика чтений: как сборка образов города и городской теории, которая возникает в каждой точке маршрута. Каждый текст будет рассматриваться двояко — и как художественный или документальный, и как теоретический.
Каждое чтение будет предваряться кратким лекционным введением о тексте.
Ведущая — Ната Волкова, архитектор, городской планировщик, исследователь и журналист.
К прочтению: Орхан Памук. «Мои странные мысли» (часть VI. «Двенадцатиэтажный дом», часть VII. «Форма и обличье города»).