Освальд Шпенглер известен морфологическим подходом к философии истории. Шпенглер заимствует у Гёте науку морфологию – искусство наблюдать и описывать преходящие органические формы. Морфология – это учение, с помощью которого активируется так называемое «духовное око», позволяющее видеть вещь во всей целостности ее метафизического (виртуального) бытия. Для Гёте морфология была инструментом познания природы: он описывал метаморфоз растения в качестве динамического единства, в основе которого лежит первообраз (проторастение) сходный с платоновской идеей. Будет разобрано понятие гештальта (Gestalt), обладающее для Шпенглера абсолютной познавательной ценностью, проведена аналогия, связанная с разработкой «органической феноменологии» последователем Шпенглера, философом-антропологом Хельмутом Плеснером, определено понятие «культуры», проанализировано установленная Шпенглером оппозиция исторического и систематического воззрений и отношение двух наиболее важных параметров интуитивного мировосприятия – бодрствования и существования.