Железные хлебы да чугунные сапоги, щучье веленье, смерть кощеева, молодильные яблочки, живая и мертвая вода... Что если все это не просто фантазия народа, а преобразованные реалии прошлого?
Изначально сказка не принадлежала к детскому фольклору. Она отражает не исторические события, а мировоззрение, характерное для человека в определенный временной период. В самой простой, на первый взгляд, сказке зачастую скрыт ее древний смысл. Так, всем известная "Курочка Ряба" в ее наиболее раннем сохранившемся варианте является эсхатологической сказкой (о конце света). Многие русские народные сказки повествуют об укладе и обычаях дохристианского времени, о жизни наших предков в эпоху поклонения тотемам. Цель лекции – установить происхождение образов и сюжетообразующих мотивов в русских народных сказках о животных, волшебных, бытовых.
В лекции:
– Курочка Ряба: что послужит причиной конца времен?
– Самая древняя русская сказка: о чем она?
– "Взрослые" элементы сказки: первая брачная ночь Ивана-дурака и физиология Бабы-Яги (для чего это в сказке?).
– Сказители: кто были респонденты фольклористов (быт, характер)?