С античных времён философы всё время говорят о разуме. Но как представить себе разумное вне мира, вне плотной, сопротивляющейся материи, опровергающей наши интеллектуальные построения уже самим своим неизбывным существованием? Мысля себя в качестве бытия-в-мире, человек теряет безграничную самонадеянность, обретая перспективу собственной осмысленности. Подобно Маленькому Принцу, оказавшемуся в конце своего космического путешествия посреди пустыни, в конкретном бытии-в-мире человек обнаруживает смысл собственной жизни.
В этот раз мы рассмотрим ключевую для экзистенциальной философии концепцию «бытия-в-мире», предложенную Мартином Хайдеггером в «Бытии и времени». Мы увидим, как это понятие было развито в работах немецкого психиатра Людвига Бинсвангера и переосмыслено в учениях Жан-Поля Сартра и Мориса Мерло-Пони.
Материалом для нас послужат:
Хайдеггер, М. Бытие и время. М., 2013;
Бинсвангер, Л. Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию. М., 1999;
Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2009;
Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия. М., 1999.