Выживать культуре в годы социальных перемен всегда тяжело. Послереволюционная разруха привела к тому, что людям было просто не до театров. Многие деятели культуры уехали из страны, превратившись в эмигрантов. Но уезжали также и зрители — русская интеллигенция.
Тем не менее театр искал пути выживания в новых условиях, помогли годы НЭПа. Русское искусство стало понемногу возрождаться в новых условиях.
Советская власть видела в театре инструмент просвещения, агитации и пропаганды, а также пока еще руководствовалась романтическими целями «окультуривания» страны.
Время НЭПа продлилось недолго, очень быстро сменившись страшными сталинскими годами. Однако нэповский след в искусстве, в первую очередь театральном, навсегда остался в истории театральной культуры.
Для 1920-х годов характерна борьба театральных направлений, за каждым из которых стояли крупные художественные достижения. Мейерхольд выдвинул программу «Театрального Октября». Сценическое выражение эти идеи получили в деятельности театра, основанного и возглавляемого Мейерхольдом. Этот театр не только ставил новые пьесы, спектакли-митинги, но и стремился насытить актуально-политическими, в том числе и острозлободневными, темами произведения классической драматургии. В спектаклях использовались разнообразные выразительные средства, приемы сценической условности, гротеска и эксцентрики. Зачастую действие переносилось в зрительный зал. Мейерхольд разработал свою собственную пластику и систему упражнений для работы актера, назвав ее биомеханикой.
Трагическая судьба режиссера, казалось бы, перечеркнула на долгие годы его творческое наследие, но театральные эксперименты Всеволода Мейерхольда до сих пор оказывают влияние на современных режиссеров и находят свое отражение в европейском театре.
Лектор — Елена Смородинова, театральный критик и театральный режиссер.