Начинаем цикл лекций Елены Гуваковой "Феномен русской иконописи".
Лектор - заведующая отделом документов и личных архивов Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И.Глинки, историк культуры. Тема первой лекции - "Образ Святителя Николая в русской культуре".
«Нет икон – как Никол», - гласит русская пословица, отражая любовь народа к Николаю Угоднику. Это почетное имя он получил за то, что угоден Богу, и быстро доносит до Него все людские просьбы. «Проси Николу – а он Богу скажет», - поучает другая пословица. В его житии причудливо сплелись и реальные факты, и церковное предание, - причем милостивый заступник мог быть очень суровым при жизни: например, за «заушение», т.е. удар по уху священника Ария даже был заключен в тюрьму. А «стояние Зои», произошедшее в Самаре в 1955 г, было наказанием за кощунство и относится уже к его посмертным чудесам.
На Руси почитание Святителя Николая было чрезвычайно развито начиная с XI века, и до нашего сохранилось огромное количество Никольских храмов, монастырей, приделов, трактов. В XVI в. в русском церковном календаре прославленному святителю было посвящено аж 6 праздников, несколько из которых были связаны с его чудотворными иконами. Это почитание отразилось на всех уровнях: образ свт. Николая обязательно был и в каждом храме, и в царских палатах, и самой бедной деревенской избе. Не случайно в богослужебной жизни Церкви, помимо двух каждый четверг является днем особого почитания святого, наряду с апостолами.
Святой угодник издавна почитался как покровитель князей и торговцев, путешествующих и воинов, особенно на воде. Многие житийные иконы связаны с избавлением от гибели в водах: он утишает бури морей и рек, спасает утонувших детей, помогает корабельщикам. Он – заступник детей, невинно оклеветанных и осужденных, он излечивает больных и избавляет от внезапной смерти. Кроме того, он - победитель бесов и устроитель судеб, а также «скорый помощник», по словам молитвы во всех несчастьях. В народном сознании он – избавитель от всех возможных бед.
Многие чудеса были явлены Николаем Угодником в нашей стране, не случайно на Руси появилось более десяти исключительно русских иконографических типов, например: икона Николая Зарайского, принесенная византийской принцессой из Корсуни в 1225г; образ Николы Липенского, написанный в 1294г новгородским мастером; деревянная скульптура Николы Можайского, созданная сербскими мастерами в XIVв, а также Явленный, Гостунский, Угрешский, Отвратный и многие другие…
На лекции мы рассмотрим и самые известные иконографические типы святого, и очень редкие изводы. Обсудим, почему на некоторых иконах он изображен в лаптях, а на некоторых – в роскошных облачениях митрополита, и почему до сих пор в народе устойчиво два церковных праздника, связанных со Святителем носят названия Николы Зимнего и Летнего. Рассмотрев житийные иконы, поймем, почему в западной культуре Санта Клаус устойчиво ассоциируется именно с образом мирликийского чудотворца.
Ответив на эти и другие вопросы, мы поймем, почему так велико почитание по всей стране Свт. Николая и сейчас, о чем ярко свидетельствует многотысячное паломничество в храм Христа Спасителя к частице привезенных мощей Святителя Николая из Бари и почему византийский архиепископ IV в стал самым любимым русским святым.