Возможно ли изучить историю СССР через историю спичечного коробка и этикетки? О чем предметы быта могут нам рассказать? В рамках выставки #СПИЧКИ и образовательной программы мы расскажем о развитии промышленной графики, о современном искусстве, о построении коммунального быта и о многом другом. Редкие экспонаты, самый большой спичечный коробок в России, короткометражный фильм о поездке на спичечную фабрику, антология спичечной поэзии — в программе лектория и экскурсий по выставке. А выставка - в буквальном смысле - огонь
Программа откроется 28 августа в 19:00
Коллекционеры Богдан Спичкофф и Сергей Мазаев расскажут об истории спичек и о том, как существовали спичечные фабрики в СССР, покажут различные виды спичек и спичечных коробок.
Поговорим о феномене коллекционирования: как сейчас живут частные коллекции и как из них вырастают музеи?
МУЗЕЙ СПИЧКИ — это не только главный в России центр изучения, структуризации и хранения изделий спичечной промышленности СССР, но и виртуальная платформа-каталог для коллекционеров.
Продолжая разговор, куратор Дарья Серенко и МУЗЕЙ СПИЧКИ проведут совместную экскурсию по экспозиции.
3 сентября, 18:00 лекция «Хватит строить клетушки»: мечта о советской коммуне в 1920-е
Лектор — Александра Селиванова (Alexandra Selivanova), историк архитектуры, руководитель Центр авангарда, куратор галереи «На Шаболовке», старший научный сотрудник Музея Москвы:
В 1923–1925 годах в СССР в бывших пивных, бараках и рабочих казармах возникают первые самоорганизованные коммуны; их сотни, и множество разновидностей — от паевых («жратвенных») до коммун с полным обобществлением быта. Вскоре к эксперименту присоединяются архитекторы: сначала студенты-вхутеиновцы в Москве и Ленинграде проектируют первые дома-коммуны с встроенными яслями, столовыми, клубами, затем типовые варианты проектируют конструктивисты и рационалисты. Несколько «конденсаторов нового быта» было построено, однако почти сразу власть пресекла эти опыты, вернув проектирование жилья в привычное русло многоквартирных домов. На лекции мы проследим эволюцию раннесоветских представлений об идеальном быте и рассмотрим биографии нескольких реализованных коммун: от 1920-х к 2010-м.
9 сентября в 19:00 Лекция "Тоталитарная типографика: власть шрифта"
Лекцию прочитает Ирина Драгунская – российский дизайнер, преподаватель Британской высшей школы дизайна:
"Построение нового мира невозможно без построения новой коммуникации: лозунги, газетные страницы, декреты и листовки – за всем этим стояли художники-графики, шрифтовики, знатоки типографского дела. Новая власть использовала их как рупор, но и они сами обладали собственным голосом. Их голосом были буквы: громкие, кричащие, зовущие к переустройству всего мира. Что стало с теми, кто стоял за чертежными столами и наборными верстаками? Как советская власть поступила с теми, кто изо всех сил помогал ее устанавливать? ВХУТЕМАС и УНОВИС, кто стоял за этими аббревиатурами? Какой год стал решающим для советского шрифтового дизайна? Пропаганда революции и пропаганда крови: где грань?